Правительство поручило Минэнерго проработать вопрос поставок бензина из Белоруссии для того, чтобы увеличить предложение на внутреннем рынке. Подробно поставки не обсуждались, но начало положено? До этого Счетная палата в своем годовом отчете предупредила о риске повторения топливного кризиса 2018-го года .В Независимом топливном союзе (НТС) полагают, что до конца года цены на бензин в рознице могут вырасти более, чем на 6% (инфляция сейчас составляет 5,8%), а при негативном сценарии – на 14%. Сможет ли импорт с белорусских НПЗ стабилизировать ситуацию на российском рынке?
В марте процесс роста оптовых цен на топливо, который обозначился еще с начала года, продолжился и побил рекорды, хотя ранее Правительство РФ пыталось сдержать рост цен на бензин. На совещании у вице-премьеров двух стран Александра Новака и Дмитрия Григоренко были приняты меры корректировки демпфирующей компоненты по бензину для нефтяников. Так как на мировом рынке нефть растет в цене, то отечественным производителям выгоднее отправлять сырье за рубеж, чем перерабатывать и продавать на внутреннем рынке. От этого и возникает такая безумная ситуация, когда нефтяная держава, богатая природными ископаемыми, пустит на рынок белорусский бензин, импорт которого в последние годы был минимизирован, особенно в 2020 году, когда Россия защищала внутренний рынок.
Эксперт Финансового университета Игорь Юшков в беседе с Накануне.RU объясняет, что у Правительства РФ достаточно инструментов, чтобы регулировать цены на топливо, ведь 70-80% стоимости бензина – это различные налоговые сборы, и с помощью их сокращения власти вполне могут добиться снижения цены, но государство не хочет терять сборы, снижая налоги. Сейчас легче договариваться с компаниями и совместно регулировать цену, но нефтяники тянут одеяло на себя и требуют больше, чем государство готово дать?
"В целом ситуация не совсем понятна, потому что в начале марта заявлялось, что нефтяные компании нашли компромисс с Правительством, и с 1 мая будут скорректированы демпфирующие надбавки, нефтяники будут получать больше от государства, соответственно, они не должны поднимать стоимость топлива и наполнить внутренний рынок. Поэтому, видимо, нефтяные компании и Правительство не смогли достигнуть договоренности, ведь предполагалось, что механизм будет работать только с 1 мая, но при этом увеличить выпуск топлива нефтяники должны были уже сразу с начала марта. Поэтому, может быть, Минэнерго пытается надавить на компании", – говорит эксперт.
Игорь Юшков уверен, что нашему рынку не нужно белорусское топливо, у нас достаточно собственных мощностей, чтобы насытить внутренний рынок: "Например, в прошлом году добыли 512 млн тонн сырья, половину переработали и только 90 млн тонн отправили на внутренний рынок. Большая часть переработанного сырья все равно уходит в виде нефтепродуктов на экспорт. Поэтому мощностей российским НПЗ предостаточно, чтобы наполнить рынок, вопрос к компаниям – почему они этого не делают? Понятно, что они просто пытаются давить на Правительство, получить лучшие условия по демпфирующему механизму.
Грубо говоря, Новак пошел на шантаж, мягко – мы наблюдаем некий лоббистский процесс, где каждый преследует свои интересы. Но пока на мировом рынке цены на нефть растут, то отправлять сырье на внешний рынок будет все более выгодно. Пока кабмин с нефтяниками играют в "тяни-толкая", абсурдность ситуации, когда одна из самых богатых нефтью стран закупает бензин у соседей, становится понятна даже сторонникам экономического мейнстрима, говорит в беседе с Накануне.RU экс-зампред Счетной палаты, экономист Юрий Болдырев, ссылаясь на недавнее интервью сторонника либерального лагеря – профессора экономики Принстонского университета Олега Ицхоки.
"Он сугубо мейнстримовский либерал, но и то в этом интервью он говорит, что, разумеется, правильная политика для России – это ограничение вывоза нефти и нефтепродуктов путем установления высокой таможенной пошлины на экспорт сырья. Это то, что делал еще Глазьев в 1992 году, когда был заместителем министра внешнеэкономических связей. Это то, что действовало длительный период у нас в начале нулевых годов, и то, что нынешняя власть планомерно заменяет на налог на добычу полезных ископаемых", – говорит Юрий Болдырев.
То есть сейчас, по мнению эксперта, власть переносит центр тяжести налогообложения с экспортной пошлины, которая делала бы невыгодным излишний экспорт и гарантировала бы избыток нефти и нефтепродуктов на внутреннем рынке, на налогообложение внутреннего рынка и соответственно, планово ухудшает одно из преимуществ для нашей экономики – сравнительно низкие цены на энергоресурсы.
"Наша власть в этом смысле принципиально проводит политику, с моей точки зрения, антинациональную, противоречащую не только идеям протекционизма, но даже идеям, высказываемым представителями экономического мейнстрима, – полагает Юрий Болдырев. – Власть ведет плановую политику доведения цен на топливо в России до европейских, американских, мировых, хотя это абсолютно неадекватно ни условиям России, ни возможностям России, ни целям какого-либо промышленного роста".
В то же время и белорусам также более выгодно продавать топливо в северо-западную Европу и на Украину, по крайней мере, пока нефть не дешевеет на мировом рынке. У нас же сейчас оптовая стоимость топлива немного падает – АИ-92 подешевел 29 марта на 0,81%, до 53,6 тыс. руб. за тонну, АИ-95 — на 0,9%, до 55,9 тыс. руб. за тонну, но это очень незначительно, все равно цена остается высокой, буквально на пределах исторических рекордов, несмотря на заверения Минэнерго в том, что топливный кризис не повторится.
"Бензин вряд ли подешевеет даже в том случае, если Правительство и компании договорятся, – говорит в беседе с Накануне.RU Игорь Юшков. – Скорее государство заинтересовано сейчас в том, чтобы сдержать рост цены и зафиксировать ее. В начале марта как раз и была договоренность, что компании на своих АЗС не будут поднимать ценники".
Эксперт подчеркивает, что стоимость топлива – это еще и политический вопрос, социально значимый, поэтому предполагается, что государство будет делать все, чтобы цены не росли, чтобы народ не беспокоился, и сентябрьские выборы в Госдуму прошли хорошо. В свою очередь компании тоже это прекрасно понимают и пользуются моментом, продолжая давить на власти с целью получить больше выгоды, заключает Игорь Юшков.
Главная повестка дня всегда под рукой – в нашем Telegram-канале.